Профессор Кулибякин

Профессор Кулибякин,
или
Служа России, служить человечеству!

Краткое содержание оперы

Из книги: «Сто русских опер» // Новосибирск, 2042 г.

Опера «Профессор Кулибякин», также известная как «Служа России, служить человечеству», была написана в 2037 году выдающимся композитором Александром Зяблиным к десятилетию Нового дня России.

Первое исполнение оперы состоялось 31 июля в Новый День России в историческом здании Мариинского театра, перенесенном в столицу России Новосибирск вместе с остальным историческим центром из затопленного Санкт-Петербурга. С тех пор исполнение оперы «Профессор Кулибякин» считается неотъемлемым элементом программы праздничных мероприятий, посвященных Дню России.

Либретто, написанное известным драматургом Юрием Волдыревым, представляет собой вольную фантазию на основе событий российской истории первой четверти XXI века. Многие персонажи оперы – это реальные исторические деятели, хотя их характеры подверглись значительному упрощению.

Пролог

Конец 90-х годов XX века.

Новосибирский Академгородок.
Биолог профессор Михаил Кулибякин (бас) поздно ночью один в лаборатории проводит научные эксперименты. Его глаза слипаются от усталости, в животе урчит от голода, но его энтузиазм и стремление к познанию мира пересиливают, и он не может остановиться.

Ария Кулибякина: «Не думаю о завтра».
В начале арии Кулибякин с возмущением говорит о состоянии науки и образования в России, о том, что наука не получает достаточного финансирования, а то финансирование, которое есть, безжалостно расхищается чиновниками. Он с сожалением и горечью вспоминает коллег, эмигрировавших из страны. Но сам Кулибякин твердо решил остаться. Хотя работать в России тяжело, но амбициозную задачу, которую он перед собой поставил, решить можно только здесь. Кулибякин верит во всесилие науки и убежден, что он сможет до конца разобраться в устройстве человека и с помощью биотехнологий обрести абсолютный контроль над его сознанием и телом, сможет значительно расширить способности человека, физические и интеллектуальные. Можно создать Нового человека, природа которого будет принципиально отличаться от современных людей! Появление Нового человека не за горами, и тратить усилия на приспособление мира к жизни обычных современных людей – это все равно что думать о завтрашнем дне. «А я не думаю о завтра! Я думаю о том, что будет на следующей неделе!» – поёт Кулибякин. И разве где-нибудь подобная работа над природой человека может быть более актуальной, чем в России, – в стране, народ которой, кажется, сам уже отчаялся построить благополучное общество и готов поверить в собственную ущербность?! Есть и ещё одна причина, почему Кулибякин хочет работать в России. Он считает, что человечество должно рано или поздно осознать свою общность как биологического вида, но для этого культура и цивилизация должны, по возможности, быть равномерно распределены по планете, потому что иначе народы, обладающие большим богатством, большим могуществом, начинают презирать более бедные и слабые народы. Границы между государствами нужны лишь как отделения на судне, перевозящем жидкость, – чтобы сохранять баланс. Таким образом, Кулибякин работу в России рассматривает как работу на благо всего мира: «Служа России, служу человечеству!»

Закончив арию, Кулибякин возвращается к своим экспериментам.

Акт I

2017 год.

Сцена 1.

Резиденция Президента в Ново-Огарёво.

В приёмной аудиенции Президента дожидается толпа сановников – министры, советники и проч. Они переговариваются между собой. Особняком держатся трое – Озеров (баритон), Ястребов (баритон) и Сислибов (контратенор).

Ансамбль: «Если не он, то кто?»

Озеров, Ястребов и Сислибов обсуждают современную политическую ситуацию. В стране много проблем. Министр экономического блока Сислибов тоненьким голосом поёт о том, что экономика в рецессии и выхода из кризиса он не видит. Старый друг Президента крупный бизнесмен Озеров недоволен, что страна отгородилась от остального мира, его активы на Западе заморожены, за границу не выехать. Начальник спецслужб Ястребов жалуется, что его подчиненные работают без отдыха, и даже самые исполнительные начинают роптать против несправедливых преследований несогласных. Народ пока в повиновении, но он «подобен горящему торфянику: на поверхности виден только дым, а под землей может полыхать пламя». Но главная забота и предмет обсуждений: Президент до сих пор не объявил, пойдет ли он на выборы в 2018 году. И это понятно: он уже не молод и рад бы уйти на покой. «Но кто, если не он?!» – заключают вместе Озеров, Ястребов и Сислибов.

Подслушавший их разговор влиятельный представитель одной из Северокавказских республик – Магомед Сайдиев (баритон), поигрывая золотым пистолетом, многозначительно повторяет: «Смотрите мне! То-то же!»

Неожиданно появляется представитель Патриарха Чаркин (тенор) и рассказывает Ястребову, что в Новосибирске в среде ученых появилась новая экстремистская секта, с которой нужно расправиться. Ястребов доволен: будет о чем доложить Президенту.

Сцена 2.

Кабинет Президента в Ново-Огарёво.
Президент (тенор) сидит за столом и читает доклады из лежащих перед ним папочек. У ног Президента вертится его любимый пес породы лабрадор.

Ария Президента: «Вот скоро двадцать лет, как правлю я Россией».
Президент размышляет об итогах своего правления. С тех пор, как ему завещали беречь Россию, своей главной задачей он считает не допустить смуты, ведь самое страшное – это русский человек, не сдерживаемый твердой рукой. Природа человека дурна, а природа русского и того дурнее: «Народишко попался скверный и дрянной […] Я знаю душу моего народа. В ней лишь смрад и темнота». И изменить русский народ невозможно! В шутку или всерьёз Президент жалеет, что одним махом нельзя заменить русских на немцев. Поэтому и методы правления он предпочитает жёсткие. И никто не сможет править, кроме него! Стоит передать правление кому-нибудь другому, так или не удержат власть, или предадут. И тогда в бешенстве неблагодарный народ растерзает того, кого только что так рьяно поддерживал. В этом случае, он боится, ему придется провести оставшиеся годы в тюрьме или что его вовсе убьют. «Нет, только править до смерти! Ничтожества те, кто власть отдал! На новый срок обязательно нужно идти!» – делает он вывод. Между тем, Президент чувствует неумолимое приближение старости, а угрозы его власти только множатся – как извне, так и внутри страны. В ответ нужно быть ещё жестче.

«Позвать сюда Ястребова!» – приказывает Президент по стоящему у него на столе телефону-вертушке.

Появляется Ястребов.

Ястребов докладывает о том, что в Новосибирске он обнаружил заговор и террористическое подполье, угрожающее суверенитету России, и просит направить туда специальную группу для расследования всех обстоятельств.

На вопрос Президента, кого Ястребов намеревается поставить во главе опергруппы, тот отвечает, что назначит Григория Селенского и дает характеристику герою, в которой невозможно не заметить определенную двойственность: с одной стороны, Селенский «в делах служебных безупречен», а с другой, «он в вечном поиске».

Как только Ястребов удаляется, Президент вызывает Сайдиева. Сайдиеву Президент доверяет абсолютно («Ты верен мне, как пёс!» – говорит Президент), поэтому Сайдиев часто выполняет разные неофициальные поручения. На этот раз Президент отправляет Сайдиева в Новосибирск проследить за ходом расследования «дела учёных». Узнав о том, что под подозрением ученые, Сайдиев не скрывает радости, ведь ученые «своими измышлениями хулят Аллаха»!

Сцена 3.

Новосибирск

Научная лаборатория, переоборудованная под штаб следственных мероприятий.

Ария Григория Селенского (тенор): «На полную катушку раскручен механизм».

День и ночь идут допросы. Григорий Селенский твердо намерен доискаться до правды, разоблачить заговор и уничтожить враждебные силы, угрожающие безопасности России. В то же время он восхищен мужеством ученых, которые, несмотря на применяемые к ним самые суровые методы воздействия, ничего не выдают и не начинают, как обычно в таких случаях, сваливать вину друг на друга.

Несколько раз в течение арии из-за стен слышатся голоса ученых (Хор «Мы не виновны!») и следователей (Хор «Вы нацпредатели и пятая колонна!»).

Появляется один из следователей. Он докладывает, что косвенные улики указывают на профессора Кулибякина как на возможного лидера заговорщиков. Григорий Селенский требует немедленно привести Кулибякина, Селенский намерен допросить его сам.

Вводят Кулибякина. Теперь это уже не тот молодой мужчина, что в Прологе, – это степенный старец с седой окладистой бородой.

Дуэт Селенского и Кулибякина «Не запрещай! Не обвиняй!»
Селенский сурово требует от Кулибякина признаться в организации сектантского подполья, расшатывании устоев государства, терроризме, сепаратизме, экстремизме. На все обвинения Кулибякин без страха отвечает проповедью добра, любви и братства.

Появляется Сайдиев. Он недоволен, что Селенский слишком «миндальничает» с Кулибякиным. Телохранители Сайдиева втаскивают в комнату девушку сказочной красоты. Сайдиев сообщает, что девушка – это дочь Кулибякина Мария (сопрано). Он угрожает, что если Кулибякин не станет более разговорчивым, то телохранители допросят Марию.

Пока Сайдиев угрожает, Селенский не может глаз оторвать от Марии. Он с первого взгляда влюбился в девушку. Чтобы защитить Марию, Селенский объявляет, что сам допросит её, и требует оставить их наедине.

Сайдиев и его телохранители удаляются, уводя с собой Кулибякина.

Дуэт Селенского и Марии «Она само добро! Она сама чистота!»

Поначалу Селенский пытается вести допрос, но очень скоро начинает сдаваться перед очарованием Марии, перед магией её нежного голоса, ее смирением и ласковостью. «Чуть больше терпимости! Чуть больше заботы! В России так мало уюта и тепла», – задумчиво поёт Мария. «Не может она быть врагом! – понимает Селенский. – А если она враг, то не лучше ли быть на её стороне?!» Наконец он падает у её ног и просит разрешения служить ей до конца своих дней!

Сцена 4

Подвальное помещение

Сайдиев и Кулибякин остаются наедине. Сайдиев намерен пытать Кулибякина до тех пор, пока тот не расскажет всё, что знает.

Ария Сайдиева «Когда я спрашиваю, отвечают даже камни!»
Сайдиев перечисляет известные ему способы пыток, рассказывает, какие нечеловеческие мучения ожидают Кулибякина, рассказывает, как не щадил людей ни на войне, ни в бизнесе.

Дуэт Сайдиева и Кулибякина: «Законы Аллаха! Законы кармы!»

Кулибякин в ответ на это напоминает Сайдиеву, что есть высший суд, и Сайдиеву придется поплатиться за свои действия.

Сайдиев отвечает хохотом: его судьба в руках Аллаха, а поскольку он правоверный мусульманин и совершает все необходимые ритуалы, Аллах не станет заступаться за неверных. «Аллах доволен мной!» – поёт Сайдиев. Кулибякин возражает, что Сайдиев неверно понимает подлинную природу Аллаха. Представление об Аллахе как личности, у которой будто бы есть воля и которая может быть кем-то довольна, ошибочны. Представления о судьбе как чем-то неизменном также ошибочны: наша судьба это лишь следствия наших дел. И уж если хочется искать какой-то термин в области религии, то более правильный термин – это «карма». И поскольку есть лишь непреложные законы взаимосвязи психического и физического, то постоянная агрессия, переполняющая Сайдиева, ненависть и грубость неизбежно скажутся на его физическом состоянии. Кулибякин предсказывает Сайдиеву тяжелые испытания, в которых Сайдиев проверит глубину собственной веры. Сайдиев поначалу не верит, но постепенно его уверенность слабеет. Наконец, исчерпав разумные аргументы, Сайдиев в исступлении начинает повторять «Аллах Велик!», чтобы заглушить доводы Кулибякина, а потом выхватывает золотой пистолет, готовый застрелить Кулибякина.

В этот самый момент появляется Григорий Селенский. Селенский ожидает, что Сайдиев будет против его участия в допросе, но с удивлением обнаруживает того в заметном смятении. «Допрашивай его сам!» – восклицает Сайдиев и удаляется.

Селенский признается, что никаких улик против Кулибякина и его коллег нет и просит простить его.

Ария Кулибякина: «Я был за гранью!»
Кулибякин прощает Селенского, но вслед за этим внезапно признается: тайное общество действительно существует, и он – профессор Кулибякин – его глава. Члены этого общества – ученые, работающие в самых разных областях. Их объединяют высокие идеалы познания мира и природы человека. В течение последних двадцати лет они с помощью биотехнологий бесстрашно ставили над собой эксперименты. То, что им открылось, далеко выходит за рамки привычно доступного человеку эмпирического опыта. «Как смешно после этого бояться пыток и угроз каких-то ничтожных следователей!» – восклицает он.

Теперь Селенский должен сделать выбор: он может предать Кулибякина и его группу суду, а может сам вступить в секту. «Вы в моей власти!» – восклицает сначала изумленный Селенский, но тут же понимает: это он во власти Кулибякина. Селенский просит принять его в тайное общество.

Кулибякин, смеясь, говорит, что заранее знал, какое решение примет Селенский, иначе бы не поставил его перед выбором.

Ария Кулибякина: «Спасем Россию!»

Сейчас у России последний шанс: в ближайшем будущем не будет развивающихся стран. Будут устремившиеся вперед и безнадежно отставшие. Самое важное – это человеческий потенциал. Пусть у России будет хотя бы небольшая прослойка людей, которые будут, как локомотив, тащить остальных вперед. Костяком этой прослойки станут члены тайного общества, и постепенно они будут менять русского человека. Природа человека не задана раз и навсегда, и есть три способа влиять на неё. Первый и самый благородный способ – это воспитание собственным примером. Второй способ – это обучение и образование. Третий способ самый низкий, но в то же время самый эффективный – это воздействие с помощью химии. Природа русского человека может быть изменена и будет изменена! Для этого Кулибякин готов поделиться своими открытиями с миром, и биотехнологии станут основой возрождения и процветания России. Но нужно, чтобы не мешали научным обменам, чтобы позволили инвестициям свободно притекать в научные и технические учреждения, чтобы было как можно меньше контроля со стороны государства. Селенский должен добиться от Президента этих послаблений, а также колоссального финансирования.

На вопрос Селенского, как возможно этого достичь, Кулибякин дает Селенскому эликсир молодости и советует передать его президенту. Селенский клянется исполнить поручение.

Сцена 5.

На вокзале.

В вокзальном ресторане за огромным столом сидит буйная группа китайских бизнесменов. Стол уставлен пустыми бутылками из-под китайской водки. Среди сидящих за столом выделяется Ли Цзяньго (бас-баритон). Китайцы заигрывают с прислуживающей им официанткой Наташей (сопрано)

Ария Ли Цзяньго: «Захочу, возьму любую»

Ли Цзяньго крупнейший китайский инвестор и бизнесмен. Он и его друзья-бизнесмены скоро скупят Россию на корню. Россия в западне. Она поругалась со всем миром и теперь обречена служить сырьевым придатком Китая. Все природные богатства России скоро будут в руках китайцев. Китайские дельцы уже хозяйничают на Дальнем Востоке и теперь продвигаются вглубь России. «Россия, как продажная женщина, лежит у моих ног», – поёт Ли Цзяньго. С этими словами он высыпает груду денег на стол, подхватывает на плечо Наташу и направляется к выходу. Остальные китайцы с шумом идут за ним следом.

Сцена 6

На перроне

Селенский отправляется в Москву, дочь Кулибякина Мария провожает его.

Дуэт Селенского и Марии: «Природа любви».

Молодые люди клянутся друг другу в любви. Они знают, что отец Марии профессор Кулибякин наверняка бы без труда объяснил столь стремительно возникнувшее между ними чувство с точки зрения биохимии, но они предпочитают просто любить, не задумываясь о природе любви.

На середине дуэт прерывается появлением группы китайских бизнесменов во главе с Ли Цзяньго. Китайцы садятся в поезд, причем Ли Цзяньго забирает с собой и официантку.

Дуэт Селенского и Марии продолжается до тех пор, пока поезд не трогается. Герои не могут расстаться и оттягивают момент расставания, сколько возможно, так что наконец Селенскому приходится бежать за поездом и он в самый последний момент успевает запрыгнуть на подножку уходящего поезда.

Ария Селенского «Успел, успел!»
Селенского переполняет восторг! Как он успел запрыгнуть на подножку поезда, так и Россия, благодаря профессору Кулибякину, сумеет запрыгнуть на подножку устремляющегося в будущее локомотива цивилизации.

Сцена 7

Приёмная Президента в Новоогарево.

Снова в приёмной толпятся сановники. Среди них Озеров, Сислибов и представитель патриарха. Они взволнованы: расследование дела о тайном обществе не принесло никаких результатов, но зато подчиненный Ястребова Селенский привез какой-то таинственный эликсир молодости, который Ястребов представил Президенту. Сейчас этот эликсир проверяют в секретной лаборатории ФСО, и если Президент выпьет эликсир и тот подействует, то Ястребов «укрепится», то есть станет ещё более важной политической фигурой и получит право распоряжаться колоссальными финансовыми потоками.

Слышится шум. Появляется Президент, по правую руку от него идет Ястребов. Давно подчиненные не видели Президента таким бодрым. Президент хвалится своим возвращенным здоровьем, он требует, чтобы подчиненные попробовали с ним побороться. Подчиненные поначалу не решаются, но Президент настаивает, и они гурьбой наваливаются на него. Президент с легкостью разбрасывает их по сторонам. Особенно достается Озерову и Сислибову.

«Я вновь обрел свою прежнюю силу! Я снова полон сил! Я иду на новый срок! Я буду править вечно!» – поёт Президент. Вслед за этим он объявляет указ: перенаправить финансирование из оборонных статей бюджета на создание в Новосибирске научно-исследовательского центра по продлению жизни. Научно-исследовательский центр получает всевозможные финансовые, налоговые, таможенные и прочие льготы. Ответственным за исполнение Президент назначить Ястребова! За неисполнение – смерть! Ответственным на месте назначить Григория Селенского! Главным научным руководителем утвердить профессора Кулибякина!

Хор подчиненных славит Президента: «Ваше здоровье, господин Президент!» [Примечание: С премьеры оперы в 2037 году, на которой присутствовал 85-летний Президент, пошла следующая традиция: Хор, исполняя этот фрагмент, обращается непосредственно к сидящему в Царской ложе Президенту. Протокол обязывает Президента присутствовать на исполнении оперы в День России.]

Акт II

2027 год

Сцена 1

Москва.

На площади перед Центром Адаптации

В Москве ранним утром на площади собралась толпа гастарбайтеров из Средней Азии. Они ждут, пока откроется Центр Адаптации. Подходят новые гастарбайтеры. Они только прибыли в Москву и слышали, что в Центре можно найти работу, приют, защиту и любую возможную поддержку, но в то же время осторожно расспрашивают, правда ли это, что в обмен на помощь здесь требуется отказаться от веры в Аллаха. Один из Волонтеров Центра Адаптации (тенор) возражает, что это не так, и в доказательство своих слов рассказывает историю основателя Центра Адаптации, известного под именем Мага Милосердный.

Ария «История Маги Милосердного»
Когда-то Мага был очень богатым, суровым и жестоким человеком. Он был ревностным мусульманином, а к другим религиям относился нетерпимо. Но десять лет назад он смертельно заболел, и врачи говорили, что надежды нет. Никакие молитвы не помогали! И когда он уже считал себя обреченным, во сне ему явился Золотой человек, который указал ему путь к спасению: он должен отправляться в Новосибирск и искать помощи у профессора Кулибякина, который есть инкарнация Будды врачевания Бхайшаджьягуру. Так Мага и поступил. Кулибякин вылечил его и открыл ему глаза на подлинное единство мировых религий. С тех пор Мага уверовал в Будду и посвятил свою жизнь помощи нуждающимся, в первую очередь гастарбайтерам, основав по всей стране Центры Адаптации. За бесконечную доброту и полное самозабвение Магу прозвали Милосердный. За свою помощь он никогда не требует ничего взамен, тем более не требует отречься от религии, однако под воздействием его примера все больше и больше приезжающих в Россию мусульман становятся адептами буддизма. Закончив рассказ, Волонтер предлагает вместе вознести молитву.

Хор «Будда есть Аллах!»
«Будда есть Аллах! Аллах есть Будда! Велик Аллах! Велики Четыре Благородные Истины! Все сущее едино и пустотно!» – поёт хор гастарбайтеров. Постепенно к молитве присоединяются и только что прибывшие гастарбайтеры.

Когда молитва окончена, ворота Центра открываются, и из них выходит сам Мага Милосердный. В нём с трудом можно узнать человека, которым он когда-то был, – Магомеда Сайдиева. Дорогой деловой костюм он сменил на просторный халат шафранового цвета, а голова его обрита. Выражение его лица тоже разительно изменилось – теперь оно исполнено смирения и сострадания.

Ария Сайдиева (Маги Милосердного): «Так меня учил профессор Кулибякин»
Сайдиев призывает всех очистить своё сознание от омрачений и противоречий, искоренить в своём сердце ненависть, зависть, гордость и страх, быть открытыми и познавать мир. Пока Сайдиев поёт, гастарбайтеры заходят внутрь Центра.

Закончив арию, Сайдиев готов вслед за гастарбайтерами зайти внутрь, но тут подбегают Сислибов и Озеров.

Дуэт Сислибова и Озерова «Он тормозит телегу!»

Сислибов и Озеров рассказывают Сайдиеву, что скрываются от полиции. Президент окончательно презрел закон! Чтобы пойти на новый срок, он переписал Конституцию. Он думает, что правит, но в действительности потерял управление. Вопреки ожиданиям, без президентского ручного управления страна стала жить лучше. Благодаря революции в биотехнологиях, произведенной профессором Кулибякиным, многие дискредитировавшие себя институты верховной власти сделались совершенно ненужными и никак не влияют на жизнь страны. Биопсихические горизонтальные связи между людьми позволяют стремительно решать многочисленные вопросы в обход неповоротливого государства. Россия, подобно тройке, запряженной быстрыми конями, неудержимо рвется вперед, а Президент своими попытками вмешаться в управление только замедляет бег. И все бы ничего, но Президент одержим страхом, что его свергнут. Ему повсюду мерещатся заговоры, и единственное, что ему по-прежнему подвластно, – это тайные службы Ястребова, которые хватают и судят без разбору. Теперь Президент обвинил в измене Сислибова и Озерова и приказал их арестовать.

Сайдиев без колебаний соглашается укрыть Сислибова и Озерова от преследования.

Сцена 2

Новосибирск

Научно-исследовательский центр профессора Кулибякина.

Профессор Кулибякин проводит экскурсию для делегации из Москвы. Делегацию возглавляет Ястребов. Кулибякин рассказывает об исключительных успехах, которых добился научно-исследовательский центр и вообще Новосибирск за прошедшие десять лет. Биотехнологическая продукция, производимая в России на основе открытий профессора Кулибякина, поставляется по всему миру, но нигде её не могут повторить. А такие разработки, как временное биохимическое программирование, позволяют даже самого безнадежного пьяницу и забулдыгу на 8-10 часов в день превратить в эффективного, не способного на ошибку работника. Производительность труда колоссальная! Ястребов демонстративно хвалит Кулибякина.

Сцена 3

Предместья Новосибирска. Резиденция Ли Цзяньго

Роскошная столовая в два света. Многочисленные мамки и няньки бегают по всему дому, чтобы собрать детей Ли Цзяньго к ужину. Наконец все дети – трое мальчиков и двое девочек усажены за богато накрытый стол. Стол накрыт по-русски. Со второго этажа спускаются Ли Цзяньго и его жена – та самая буфетчица Наташа, которую он десять лет назад на плече вынес из вокзального ресторана.

Ансамбль Наташи и детей: «Очи всех уповают на Тебя» («Псалом 144, стих 15-16»).
Прежде, чем начать ужин, Наташа предлагает произнести молитву. Все, в том числе и Ли Цзяньго, встают. Наташа и дети поют молитву, Ли Цзяньго стоит молча.

Ария Ли Цзяньго «Великий Китай»

Начинается ужин. Ли Цзяньго пьет русскую водку и начинает хвалиться успехами своего бизнеса. В то же время он сетует, что китайцы до сих пор не могут скопировать продукцию русских в области биотехнологий – без профессора Кулибякина и ученых его группы это невозможно. По мере того, как Ли Цзяньго хмелеет, его фантазии становятся все более и более смелыми. Он возмущен: пора уже великому Китаю забрать себе Сибирь и Дальний Восток! Тогда ничего не нужно будет копировать, а русские будут работать даром. В общем-то, он считает свою работу выполненной, ведь перед ним сидят его дети, настоящие китайцы, пусть и с русской кровью. Но такая экспансия слишком медленная, поэтому пора переходить к прямому военному вмешательству, и он сам готов взяться за оружие и возглавить поход.

Распалившись, Ли Цзяньго пускается в пляс – это какая-то странная смесь китайского и русского народного танца. Пока Ли Цзяньго танцует, Наташа уводит детей на второй этаж. Остановившись, Ли Цзяньго обнаруживает, что семья ушла, а вокруг остались только слуги. Он смотрит на лестницу. Наверху стоит испуганная дочка – кроха четырех лет. «Папа, говори по-русски», – произносит она и скрывается за дверью.

Сцена 4

Ново-Огарёво.

Кабинет Президента.

Ястребов и Президент одни в огромном кабинете. Только собака породы лабрадор крутится у ног.

Ария Ястребова «Развалят Россию».

Ястребов убеждает Президента, что действия профессора Кулибякина и его «секты», а также работа научно-исследовательского центра – это угроза суверенитету России, потому что Сибирь становится слишком независимой. Необходимо срочно арестовать Кулибякина и «всю его шайку». Но поскольку симпатии всего русского общества целиком на стороне Кулибякина, ни на армию, ни на спецслужбы рассчитывать нельзя. Ястребов предлагает заключить союз с китайцами: многочисленное китайское население Дальнего Востока и Сибири должно начать волнения и захватить власть на местах, одновременно нужно обеспечить китайским войскам свободный проход через территорию России и позволить им оккупировать Дальний Восток и Сибирь.

Президент едва слушает Ястребова. Он озабочен только тем, чтобы каждые несколько минут делать себе внутривенный укол эликсира молодости. Тогда Ястребов выхватывает у него шприц. Президент сначала пытается забрать шприц, но силы оставляют его, он падает на пол и по ковру ползет к Ястребову. Тот отступает назад, держа в одной руке шприц, а в другой бумагу и ручку. «Подпиши приказ!» – требует Ястребов. Наконец Президент не выдерживает и подписывает. Ястребов целует его руку, вкалывает ему эликсир и с приказом выбегает из комнаты.

Сцена 5

Новосибирск.

Научно-исследовательский центр профессора Кулибякина.

Огромный центральный зал Научно-исследовательского центра заполнен самыми разными людьми – тут и ученые, и инженеры, и чиновники, и влиятельные горожане. Тут и Григорий Селенский с женой Марией. Все встревожены и гадают, для чего мог созвать их профессор Кулибякин. Что случилось? Наконец появляется профессор Кулибякин. Печать тяжелых раздумий на его челе. Кулибякин объявляет страшную весть: Президент совершил акт национального предательства, сговорился с китайцами, что те поднимут восстание, и одновременно открыл китайским войскам границы. В этот самый момент несметные китайские полчища, не встречая сопротивления, стремительным маршем движутся к Новосибирску. На вопрос Губернатора (баритон), откуда ему это известно, Кулибякин отвечает, что информация поступила от самого проверенного информатора – личного лабрадора Президента, с которым у Кулибякина установлена телепатическая связь. Среди присутствующих начинается паника, но Кулибякин успокаивает их: у него есть оружие, которое может защитить, но ценой использования этого оружия станут его собственные принципы.

Ария профессора Кулибякина: «Не оттого грущу я, други!»
Кулибякин показывает ампулу и раскрывает стоящий перед ним страшный выбор. В ампуле – образец смертельного генетического вируса, который будет распространен над всей территорией Сибири и Дальнего Востока. Этот вирус запрограммирован действовать избирательно – он будет действовать только на китайцев, но их будет убивать мгновенно. И поскольку использование этого вируса означает гибель огромного числа людей, пусть и напавших на Россию, это противоречит всем принципам, которые исповедовал Кулибякин на протяжении своей жизни. Жить с таким грузом он не сможет и после восстановления справедливости намерен расщепить себя на микроэлементы в созданном им самим же Дезинтеграторе!

С этими словами профессор Кулибякин разбивает ампулу и покидает помещение.

Воцарившуюся тишину нарушает женский крик: из толпы выбегает Наташа – жена Ли Цзяньго. Она понимает, что вся её семья погибнет!

Сцена 6

Предместья Новосибирска

Резиденция Ли Цзяньго

В дом вбегает Наташа, на её отчаянный зов сбегаются дети и домочадцы. Выходит и Ли Цзяньго, на нем камуфляжная одежда, на ногах армейские ботинки, а на голове почему-то кастрюля: он собрался захватывать горадминистрацию. Наташа рассказывает о том, что сейчас произойдет. Начинается паника, но Наташа призывает всех молиться: «Бог не оставит нас!» Все становятся на колени и читают молитву «Отче наш». Читает по-русски вместе с остальными и Ли Цзяньго, эту молитву знает даже он. Слышится сирена, сигнализирующая приближение самолетов, распространяющих вирус. Оркестр замолкает, слышен только метроном, отсчитывающий секунды. Проходит тридцать секунд. Ничего не происходит. Наконец Наташа поднимает голову, улыбается и целует ничего не понимающего Ли Цзяньго. «Вы русские!» – объясняет Наташа.

Ансамбль Наташи, Ли Цзяньго в сопровождении хора домочадцев: «Мы русские!»

Сцена 7

Ново-Огарёво.

Кабинет Президента.

Президент полулежит в кресле. На столе разбросаны шприцы и ампулы с эликсиром молодости. В кабинет вбегает Ястребов. Он будит Президента и сообщает ужасные вести: ему только что доложили о том, что китайская армия погибла под воздействием смертельного вируса. Но это ещё не все! Толпы гастарбайтеров под предводительством Маги Милосердного, узнав о предательском сговоре Президента с китайцами, вышли на улицы и заняли Кремль. К ним присоединились силы полиции и простые горожане, и сейчас толпа приближается к Ново-Огарёво. Пора бежать! Ястребов пытается поднять Президента из кресла, но тот не может встать.

Внезапно распахивается дверь, и в кабинет врывается толпа. Возглавляют толпу профессор Кулибякин, Сайдиев (Мага Милосердный), а также Григорий Селенский и Мария, но в толпе видны и остальные действующие лица, включая Ли Цзяньго. Ястребов, увидев их, бросается к окну, но не успевает: ему в ногу впивается президентский Лабрадор.

Ария профессора Кулибякина «Последний мой наказ»
Перед тем, как расщепить себя в Дезинтеграторе, профессор Кулибякин дает наставления: главная ценность России – это люди, и всё должно быть направлено на развитие человеческого потенциала! Но нельзя забывать, что все люди братья, и следует, служа России, служить человечеству! Обращаясь к Президенту, Кулибякин выносит приговор: «Ты хотел быть Президентом вечно? Да будет так!» Отныне Президент будет лишен всех государственных функций, кроме представительских, должность Президента будет пожизненной, а жизнь Президента будет поддерживаться с помощью новейших биотехнологий так долго, как только можно. Солисты и хор: «Ваше здоровье, господин Президент!» [Примечание: По сложившейся традиции, во время исполнения оперы в Новый День России, когда в зале присутствует Президент, солисты и хор поют эту реплику, обращаясь к сидящему в Царской ложе Президенту. На момент написания этой статьи (2042 год) исключений в этой традиции не было.]

Финальный ансамбль солистов и хора: «Россия спасена! Сегодня Новый День России! Будущее светло! Служа России, служить человечеству!»

Автор статьи: А.П. Бяккель, музыковед